Инструменты проектировщика до 2000-х годов

Историческая справка:

Процесс создания чертежей, как техники переноса на бумагу проектных решений, исторически проходил в несколько этапов.
Сначала было слово "синька". Это ярко-синяя бумага, на которой белыми линиями проступает чертеж. Так делали копии с чертежа, а сам чертеж делался черной тушью. Инженер тушью не чертил, а только делал эскизы в карандаше, тушью чертили копировщицы на скользкой прозрачной кальке . Это было достаточно давно, еще в начале 50-х годов
XX века.. Ниже – образец такого чертежа (из открытых источников Интернета) – обмеры, сделанные и скопированные на синьку в те времена.

Потом были «аммиачки» - темно-сиреневого цвета листы рыхловатой непрочной бумаги, на которых линии были еще более фиолетового, чернильного цвета. Они пахли нашатырем, если были свежие, а обратная сторона у них была белая. Впрочем, их тоже называли «синьками», как и еще лет сорок впоследствии (примерно до 1980-х годов). В Проектно-технологическом бюро Белглавнефтеснабсбыта в 1973 году чертежи копировались именно таким образом.

Оригинал чертежа выдавался на ватмане, заголовки могли выполняться тушью специальным пером (в качестве образца – Схема технологических трубопроводов нефтебазы в г.Гродно, 12.09.1973):

Затем копировальщица вручную через полупрозрачную бумагу (кальку) повторяла чертеж (образец – Молниезащита резервуарного парка одной из первых запроектированных Проектно-технологическим бюро Белглавнефтеснабсбыта нефтебазы – Пуховичской, выполненный на кальке в 1973 году):

После этого светокопировальщица (была такая должность в Проектно-технологическом бюро) делала копию чертежа на листах темно-сиреневого цвета («синька»), позже это делала так называемая «синильная машина»:

Примерно в 1990х годах копии чертежей по-прежнему именовались «синьками» (слово «аммиачка» было в ходу только в архиве, у тех, кто их печатал), но были уже розового цвета. Сами чертежи в основном чертились на шершавой карандашной кальке твердейшими карандашами, а калька, предназначенная под тушь, именовалась «селедочной», потому что в нее можно было спокойно заворачивать купленную в обед селедку, и не бояться, что по дороге домой она протечет. Чертили в это время, как и теперь, и техники, и инженеры, а копировщики в тогда уже стали исчезать как класс. Впрочем, в нашем отделе как раз оставалась одна дама-копировщица, «последний из могикан» этого дела, для тех инженеров, кто не желал чертить ни под каким видом (попадались тогда и такие снобы).

Уже в 2000-х – новое веяние, чертежи начали копировать на белую бумагу, линии на ней получались черные, совсем как чертеж-оригинал на карандашной кальке. Называлось это - «белок», хотя еще много лет фигурировало оригинальное словосочетание «белая синька». Похоже, слово «синька» с годами стало означать любую копию чертежа. Так же и появившиеся в то же время копировальные машины марки «Ксерокс» передали свое имя собственное всем копировальным машинам этой конструкции – и копиям чертежа тоже.

Ну а потом появились компьютеры, и разницы между оригиналом и копией чертежа, в сущности, не стало. Зато появилась разница между чертежом на экране, который виден по частям и в основном тому, кто его чертит, - и реальным его отпечатком на бумаге. И миру явилось еще одно слово – «распечатка».

Но это касательно копий чертежей.

А оригиналы – чертежи, которые формировали проектировщики, долгое время создавались с помощью нескольких простейших инструментов – карандаш, ватман, линейка. Проектирование производилось на ватманах (или миллиметровой бумаге) с помощью специальных приспособлений (кульман). Ватман прикреплялся на кульман канцелярскими кнопками.

Доска для черчения (кульман) выглядела примерно так:

В НПП “Нефтехимпроект” в 1996 году преподаватель по AutoCAD обучал сотрудников новым инструментам, помогающим воплотить инженерные идеи в чертежи, уже не ручным рисованием, а с помощью специальных программных средств. Это стало новым рубежом в проектном процессе, выводящим создание чертежей на новый уровень с помощью современных технологий.

1996 год. Проектировщики с преподавателем по AutoCAD на фоне кульмана

2001 год. Кульман на заднем плане

Кроме кульманов, использовались также другие конструкции. Например, чертежная доска на подставке с рейсшиной, как на фото:

1999 год, сентябрь. На переднем плане стол проектировщика – чертежная доска на подставке с рейсшиной

С переходом на новые технологии на рабочих столах проектировщиков НПП “Нефтехимпроект” постепенно стали появляться первые персональные компьютеры, оснащенные программой Автокад. Это стало эффективным инструментом ускорения проработки вариантов конструкций.

1998 год.  Начальник отдела сопровождения программного обеспечения - Радиевский Александр Станиславович

В дальнейшем каждое рабочее место проектировщиков было укомплектовано персональным ЭВМ, распечатки чертежей производились на принтерах.

 

2006 год. Рабочие места сотрудников электротехнического отдела

О нас

Проектирование опасных производственных объектов химической, нефтехимической и газовой промышленности. 
Современные технологии в проектировании. 

Контакты

+375 (17) 279-91-02 (тел.)

+375 (17) 379-40-72 (факс)

nhp@beloil.by 

ул. Лещинского, 4А,

г. Минск, 2201400, РБ 

Ссылка на сайт интернет-портала Президента РБ

Ссылка на сайт Pravo.by Право бай

Ссылка на сайт Белоруснефть

© Белоруснефть-Нефтехимпроект, Беларуснафта-Нафтахімпраект, Belorusneft-Neftehimproekt. Использование и распространение любых материалов сайта допускается либо с разрешения правообладателя, либо со ссылкой на источник: www.nhp.by